logo

В помощь автолюбителю

Обмен опытом по автомобилям всех марок

Подушки безопасности автомобиля. Устройство. Принцип работы.

Одним из основных и, пожалуй, самым действенным средством пассивной автомобильной безопасности для членов экипажа являются подушки безопасности. Ими оснащаются все современные автомобили, включая нынешние модели российской сборки. В зависимости от комплектации и марки машины их количество варьируется от 2х до 12ти штук. Все это знают, однако устройство подобной системы и принцип её работы для многих остается загадкой. Сегодня нам хотелось бы посвятить все свое внимание именно этому вопросу.

Что являет собой пневмоподушка? По своей сути, это тканевая оболочка, наполненная воздухом. Главное предназначение этого элемента заключается в исключении возникновения контакта между человеком, находящимся внутри автомобиля, и компонентами кузова и салона. Максимальную эффективность своих функциональных обязанностей страховочные подушки выполняют тогда, когда работают совместно с ремнями безопасности.

Разумеется, подушки – это лишь одна составляющая часть целой системы, состоящей еще из россыпи датчиков и управляющего блока. Сам модуль пневмоподушки имеет в своем составе тканевую (нейлоновую) часть, газогенератор, отвечающий за наполнение «мешка» воздухом, а также пиропатрон, служащий основным исполнительным устройством наполняющего блока. Пиропатрон принудительно открывает клапан газогенераторной части и помимо этого отвечает за выброс самой подушки. Для увеличения скорости выброса, пневмоподушка обильно просыпается тальком.

Датчики являются электронными индикаторами, располагающимися спереди машины, причем как внутри салона, так и по внешним границам экстерьера. Всего применяются датчики двух видов – ударные (фиксирующие удар в автомобильный кузов) и датчики наличия пассажиров (идентифицирующие присутствие людей на кресле и исключающие срабатывание подушек, там, где пассажира нет). Все датчики в случае удара авто о какое-либо внешнее препятствие призваны подавать сигнал об активации работы системы в управляющий блок.

Управляющий блок в качестве основных функций имеет способность включения в работу тех страховочных зон, о необходимости задействования которых «сообщили» датчики. Помимо этого, подключившись специальным компьютером к управляющему блоку можно провести диагностику работоспособности системы, выявить выход из строя отдельных её частей, а также установить необходимость проведения технического обслуживания. Активация основного блока, да и всей системы в целом, происходит исключительно при включенном зажигания. Отдельно оговоримся, что некоторые автомобили в качестве дополнительного удобства предоставляют возможность отключения тех или иных зон срабатывания. Это необходимо, например, при установке детского кресла на переднее пассажирское сидение.

Еще по теме:  Подушки безопасности. Разновидности.

Как мы уже говорили чуть выше, основным критерием срабатывания пневмоподушки является наличие удара. Это главный индикатор. Однако стоит дополнительно отметить, что решающую роль играет не его наличие, а его сила. Чтобы управляющий блок проактивировал пиропатрон подушки, значение силы удара должно превысить установленный в системе уровень. Если это произошло, газогенератор производит молниеносное наполнение нейлоновой оболочки воздухом, что способствует её выбросу из места хранения. Это происходит с поистине мгновенной скоростью. Время её разворачивания не превышает 40 мс. Что же подразумевается под ударом? Прежде всего, столкновения с внешними препятствиями, происходящие как под прямым углом, так и с разноугольными отклонениями, а также направленные как во фронтальную часть авто, так и в боковую. Вторым видом ударных взаимодействий можно назвать наезды на препятствия крупных размеров – бордюры, ямы, выбоины и т.п. И, наконец, третья разновидность ударов связана с падением автомобиля с высоты, жестким приземлением или опрокидыванием. Важно знать, что вся система имеет максимально рациональные настройки. Попросту говоря, срабатывать будут только те подушки, которые необходимы в каждой конкретной ситуации. Например, при возникновении фронтального удара «выстрелят» лишь передние пневмоподушки, при боковом – только боковые и головные и т.д.

Подводя итоги, скажем, что развитие подобных систем безопасности идет непрерывно. Проводится множество тестов, позволяющих путем измерения силовых нагрузок определить уязвимые места и по возможности максимально защитить их. Производители уделяют этому процессу огромное внимание, так как именно безопасность является для большинства конечных потребителей основным критерием выбора автомобиля.


Оставить комментарий